Репертуар или Что нам играть
Вы освоили все шесть сонат Изаи – прекрасно, поздравляю! Это действительно достижение! Но… Всё в этом мире “вместо чего-то”… Не отняло ли это у вас слишком много времени, всё время?
Г-да студенты! Столько времени на занятия, сколько вы имеете сейчас, у вас не будет, скорее всего, уже никогда. Составьте себе список произведений, которые, по вашему мнению, непременно нужно сыграть каждому уважающему себя скрипачу. А то рискуете так и остаться исполнителем 24 каприсов Паганини или ещё чего-нибудь в этом роде - и всё… И весь разнообразнейший мир музыки сузится для вас до масштабов одного, пусть и выдающегося цикла (композитора, стиля). Ещё один аргумент в пользу вышесказанного: пройденное за годы учёбы, под руководством педагога, как правило, крепче застревает в наших мозгах, чем спешно (практически всегда!) выученное позднее.
Нельзя объять необъятное, но нужно к этому стремиться. Стремиться попробовать и то, и это; иметь понятие о разных композиторах, разных стилях.
Глубоко копать – это здорово, но позаботьтесь о том, чтобы вам было где, так сказать, развернуться в выкопанном. Интенсив “плюс”, а не “вместо” экстенсива. В наше время трудно выжить музыканту – пусть даже и очень талантливому – но однобокому, который не в состоянии продраться сквозь тернии (арнамент, дебри, криптограмму) современной партитуры (указания на семи листах “как же всё-таки сыграть эту небольшую пьесу” прилагаетсяJ ), или не знает элементарных правил исполнения барочной музыки.
Держите в руках несколько пьес “презентационного” характера. Это, как правило нечто недлинное, обязательно незаунывное (вы обращали внимание, что подавляющее, просто-таки подавляющее количество классической музыки написано в миноре и для широких народных масс именно заунывноJ ?) и желательно без сопровождения (ф-но наличествует не везде, и даже там, где оно стоит, не всегда на нём можно ещё и играть).
Имейте также в виду, что игра на большой сцене отличается от игры в узком кругу. Здесь ценится не масштаб, а красота звучания, и не оригинальность трактовки, а выразительная и чистая интонация.
Совместное музицирование – то, чем занимаются в классе камерного ансамбля и, отчасти, квартета – одно из наивысших удовольствий, которого многие почему-то сами себя лишают. И дело не только в том, что умение слушать партнёра есть одно из основополагающих, неотъемлемых умений каждого музыканта, и даже не в том, что именно для камерных ансамблей написано, пожалуй, больше всего музыки высшей пробы.
Дело в том, что преподаватели камерного ансамбля - в большинстве своём пианисты, и с этим нам, струнникам, несомненно, повезло. Они (педагоги) не обращают столь пристального внимания на внешнюю правильность игры, а делают акцент на музыкальной стороне дела. Эта “карт-бланш” (“играй как хочешь, был бы результат”) даёт недостижимую порой на уроках специальности свободу в поиске и применении новых средств выразительности, новых приёмов; свободу музыкантскую, влекущую за собой свободу инструментальную. Стремление к достижению высокой музыкальной цели, будучи не отягощено соображениями “правильности”, порой раскрывает лучшие, самые яркие и самобытные грани нашего таланта, принося наслаждение исполнителям и удивляя педагогов. Вот такая “Ода во славу камерного ансамбля”J .