Форма
Музыкальная форма - вещь на первый взгляд довольно абстрактная и теоретическая. Лишь с опытом начинаешь осознавать практическое значение формы, а затем и употреблять заложенные в ней механизмы воздействия на слушателя.
Конечно, получить эстетическое удовольствие от своеобразного построения формы того или иного произведения может лишь человек, профессионально разбирающийся в этом. Но грамотное обращение с формой воздействует и на подсознательном уровне, оставляя ощущение законченности или наоборот, некой неоформленности целого.
Исполнитель работает с формой как стилист с лицом: не прибегая к радикальным средствам, он оттеняет одно, высвечивает другое и произведение неузнаваемо трансформируется.
Средства применяются любые – темп, динамика, тембры. Какие-то детали утяжеляются, акцентируются, а с чего-то, наоборот, снимается смысловая нагрузка.
Для начала, разобрав схему строения пьесы, нужно определиться с образами, осознать – пусть очень обобщённо – о чём это, понять драматургию. Чаще всего, в каждом крупном произведении несколько более-менее контрастных взаимодействующих образов. Выделяете ключевые моменты этого взаимодействия (примеры драматургии сонатной формы можете прочитать в любом учебнике музыкальной литературы) – вот вам костяк формы. А дальше уже дело индивидуальное – в зависимости от ваших корректив, слушатель воспримет произведение как трагедию, как фарс или ещё как-нибудь.
Иногда говорят об "архитектоничности" исполнения, сравнивая музыкальную форму с архитектурной и, хоть музыкальное искусство принципиально отличается временным характером своей природы, подобная параллель корректна.