Штрихи
Этюды играют роль гамм для правой руки, т.е. для штриховой техники, а также для некоторых форм деятельности левой руки – особые виды переходов, трели etc. Полезно учить (культивировать) штрихи именно на гаммах и арпеджио. Хорош также Крейцер №1, знакомый каждому с детства и не отвлекающий в силу этого от основной задачи.
Когда штрих-приём достаточно освоен – а критерием тут является способность варьирования – динамики, темпа, характера – рекомендую переходить к "эпизодам из жизни" – отрывкам из музыкальных произведений, где в чистом виде встречается тот или иной приём. Выберите себе несколько отрывков на каждый вид техники и шлифуйте. Так, говорят, работал над штрихами Давид Фёдорович. Полезно использовать как эпизоды из уже пройденных произведений (не будете отвлекаться на текст и пьеса сохранится "в боевой готовности"), так и штудировать трудности из того, что только предстоит сыграть.
Чем мельче штрих, тем мельче часть руки, его выполняющая.
Внутри самого короткого штриха должна быть маленькая чёрточка.
Некоторые замечания с списку штрихов:
Длинный звук. Параллель: наберите полную грудь воздуха, надуйте щёки и медленно-медленно выпускайте воздух через малюсенькую щёлочку в губах – туго и очень ровно.
Деташе. Здесь вариантов очень много, вот лишь некоторые из них:
Мартле – следить, чтобы штрих не сводился к одной атаке – после неё должно следовать тело звука.
Чем резче движение смычка, тем жёстче рессора пальцев.
Идентичный штрих у колодки, так называемые "качели". Мизинец отпускает смычёк, тот падает на струну и в момент падения совершается кистевое горизонтальное движение. Смычёк отскакивает от струны, и цикл повторяется вверх.
Спиккато. Крупное – практически всей рукой, мелкое – кисть, пальцы.
Стаккато.
Сотийе – Маленький очень плотный смычёк в определённой, довольно узкой зоне близко к середине – не в самом конце. Упругая природа смычка заставляет его самопроизвольно отскакивать от струны. В этом принципиальное отличие от спиккато – штрих идёт от струны, а не бросок НА струну. Правильно отрегулированный приём отличается стабильностью, устойчивостью, звучностью.
Рикошет – завершающая нота вверх кистью, тогда как сам рикошет - всей рукой. Опять-таки меньше прыгать, стремиться к звучности штриха.
Соединение струн – обратить внимание на подготовленность и, как следствие, плавность выполнения. Как и в смене позиций – сначала подготовка – потом игра. Никогда одновременно!
При повторяющихся фигурациях – усреднённое положение локтя; плавность, восьмёрки и кружки.
Хрестоматийный Крейцер №11.
Переход на нижние струны – всей рукой, особенно у колодки – иначе проваленное запястье чревато хрипом.
Аккорды. Сначала арпеджиато, затем более цельно. Собранная рука. Дополнительное движение кисти-пальцев важно, но не должно переходить в расхлябанность. Возвратное движение кисти-пальцев.
Не стараться продавить среднюю струну, всегда, в самом быстром темпе круговое движение.
Играть вверх и вниз.
И напоследок одно замечание касательно левой руки – после каждого аккорда расслабляйте пальцы!
Трели – активизация на короткое время – расслабление. Помогать вибрационным движением, но не подменять им работу пальцев.
Главной, конечной целью в работе над штрихом является его образное наполнение, содержательность извлекаемого звука. Поэтому:
Не играйте штрих, играйте характер.