Гаммы

Зачем вообще нужны гаммы, инструктивный материал?

Чтобы ответить на этот вопрос, начнём издалека.
Управление игровым процессом требует некоторого количества внимания.
Очевидно, что однородный процесс проще, чем процесс, содержащий в себе изменения (смены позиций, смычков, etc.). Чем больше их на единицу времени, тем труднее. Сложен для контроля также процесс, совмещающий одновременно несколько факторов (трудности в правой и левой руках, двойные и переходы и т.д.).

Упростить задачу можно, расчленив её на составляющие. Этот приём – один из самых эффективных. Мы как бы выделяем различные элементы музыкальной ткани (очень часто находя при этом то слабое звено, которое создавало проблему), прорабатываем каждый приём в отдельности, после чего вновь собираем в единое целое. В общем, "разделяй и властвуй".

Так вот, гамма содержит в достаточно чистом виде тот материал, из которого состоят все шедевры. Это те кирпичики, которые подойдут для строительства любой пьесы, любого произведения. Не стоит воспринимать эти слова буквально, хотя гаммы и в чистом виде встречаются сплошь и рядом. Я имею в виду и аппликатурные группы, и стандартные переходы, и ощущение позиции. Это как конструктор.

Теперь расшифрую, что, собственно, я включаю в понятие "гамма":

Во-первых, не ограничивайтесь одной гаммой Ля мажор. Играйте все гаммы – по одной в день, и скоро вам станет всё равно, какую гамму сыграть.

Во-вторых, начинайте гаммы Ре и выше как со струны Ре, так и с Соль и как с 1 пальца, так и со 2-го.

В-третьих, длительности: включите в стандартный набор триоли, квинтоли, секстоли.

Всегда играйте гамму хорошим, качественным меццо-форте! Хорошо сделать небольшое крещендо к верхней точке.

Дополнительные упражнения:

  1. Гамма только 1-2 (или 2-3, или 3-4) пальцами – с сохранением большого пальца "на якоре" (серединное положение, позволяющее доставать обе позиции). Очень полезно для раскрепощения руки и интонации в двойных.
  2. Упражнение на чёткое падение-поднятие пальцев:

Арпеджио

Я предлагаю три арпеджио: Т3/5, VI6, S6/4 + два септаккорда: УмVII7 и D6/5 в тональности, а не от пальца, это полезнее, слух воспитывается в тональности.

NB: При исполнении IV6, S6/4, 7A возможна оптимизация движений пальцев ЛР:

Интервалы, отмеченные скобкой, ставятся одновременно.

Требует привычки, но повышает надёжность интонации и сокращает количество пальцевых движений. Этот приём одномоментной постановки можно использовать в самых разных пассажах. Не пренебрегайте им, окупится сторицей.

Двойные ноты

Тут всё обычно: терции, сексты, октавы обычные и фингерированные и децимы.

Кроме уже упоминавшегося приёма - большого пальца на "якоре" – можно обратить внимание на следующее:

Добивайтесь звучания "третьего звука" – обертона, возникающего при чистом взятии двойной и достраивающего аккорд.

Не пережимайте пальцами левой руки.

В секстах переходите с ноты на ноту переезжая-перекатываясь пальцами, почти не поднимая их.

В октавах и децимах особое внимание к переходам. Они должны быть мягкими, движение чем-то напоминает вибрационное, рука непрерывно готовит переход в новую позицию. В октавах должны звучать обе ноты.

При растянутом положении руки (фингерзация, децимы) не выпячивайте запястье, наоборот, попробуйте забрать его под гриф.

В фингерированных октавах отчётливо поднимайте 4 палец в округлое положение.

Длительности в двойных: восьмые (по 4 на смычок), шестнадцатые и пассаж (вся гамма в одну сторону на один смычок).

Hosted by uCoz