Гаммы
Зачем вообще нужны гаммы, инструктивный материал?
Чтобы ответить на этот вопрос,
начнём издалека.
Управление игровым процессом
требует некоторого количества
внимания.
Очевидно, что однородный процесс
проще, чем процесс, содержащий в
себе изменения (смены позиций,
смычков, etc.). Чем больше их на
единицу времени, тем труднее.
Сложен для контроля также процесс,
совмещающий одновременно
несколько факторов (трудности в
правой и левой руках, двойные и
переходы и т.д.).
Упростить задачу можно, расчленив её на составляющие. Этот приём – один из самых эффективных. Мы как бы выделяем различные элементы музыкальной ткани (очень часто находя при этом то слабое звено, которое создавало проблему), прорабатываем каждый приём в отдельности, после чего вновь собираем в единое целое. В общем, "разделяй и властвуй".
Так вот, гамма содержит в достаточно чистом виде тот материал, из которого состоят все шедевры. Это те кирпичики, которые подойдут для строительства любой пьесы, любого произведения. Не стоит воспринимать эти слова буквально, хотя гаммы и в чистом виде встречаются сплошь и рядом. Я имею в виду и аппликатурные группы, и стандартные переходы, и ощущение позиции. Это как конструктор.
Теперь расшифрую, что, собственно, я включаю в понятие "гамма":
Во-первых, не ограничивайтесь одной гаммой Ля мажор. Играйте все гаммы – по одной в день, и скоро вам станет всё равно, какую гамму сыграть.
Во-вторых, начинайте гаммы Ре и выше как со струны Ре, так и с Соль и как с 1 пальца, так и со 2-го.
В-третьих, длительности: включите в стандартный набор триоли, квинтоли, секстоли.
Всегда играйте гамму хорошим, качественным меццо-форте! Хорошо сделать небольшое крещендо к верхней точке.
Дополнительные упражнения:
Арпеджио
Я предлагаю три арпеджио: Т3/5, VI6, S6/4 + два септаккорда: УмVII7 и D6/5 в тональности, а не от пальца, это полезнее, слух воспитывается в тональности.
NB: При исполнении IV6, S6/4, 7A возможна оптимизация движений пальцев ЛР:
Интервалы, отмеченные скобкой, ставятся одновременно.
Требует привычки, но повышает надёжность интонации и сокращает количество пальцевых движений. Этот приём одномоментной постановки можно использовать в самых разных пассажах. Не пренебрегайте им, окупится сторицей.
Двойные ноты
Тут всё обычно: терции, сексты, октавы обычные и фингерированные и децимы.
Кроме уже упоминавшегося приёма - большого пальца на "якоре" – можно обратить внимание на следующее:
Добивайтесь звучания "третьего звука" – обертона, возникающего при чистом взятии двойной и достраивающего аккорд.
Не пережимайте пальцами левой руки.
В секстах переходите с ноты на ноту переезжая-перекатываясь пальцами, почти не поднимая их.
В октавах и децимах особое внимание к переходам. Они должны быть мягкими, движение чем-то напоминает вибрационное, рука непрерывно готовит переход в новую позицию. В октавах должны звучать обе ноты.
При растянутом положении руки (фингерзация, децимы) не выпячивайте запястье, наоборот, попробуйте забрать его под гриф.
В фингерированных октавах отчётливо поднимайте 4 палец в округлое положение.
Длительности в двойных: восьмые (по 4 на смычок), шестнадцатые и пассаж (вся гамма в одну сторону на один смычок).