Свобода
1.1. Прежде всего я хотел бы обратить внимание на свободу – мышечную свободу – при игре на скрипке. Только свободный аппарат позволяет управлять игровым процессом, затрачивая минимум сил и времени для достижения технических целей и высвобождая и то и другое для решения проблем музыкальных.
Это одна из немногих аксиом в нашем деле.
Свобода делает исполнителя хозяином, а не рабом инструмента.
Любой элемент постановки, любой приём, штрих – включая стаккато – должен проходить тест на зажатие!
Нудные упражнения могут стать источником просто-таки физиологического удовольствия, как при массаже или занятиях спортом.
Рассмотрим некоторые составляющие этой свободы, а также наиболее частые случаи скованности.
1.2. Ноги и весь опорный комплекс не должны быть слишком статичными. Статика вообще ведёт к скованности. Все части тела связаны между собой и скованность одной части неизбежно распространяется на остальные. Обыкновенно рекомендуемое устойчивое распределение веса на обе ноги хорошо для спокойной, без резких движений – во всех смыслах этого выражения – игры. Яркое же концертное исполнение, особенно в кульминационных местах предполагает стремительные движения ПР, которые м.б. уравновешены встречными движениями корпуса. Поэтому я предлагаю не стоять "столбиком", а едва заметно балансировать.
1.3. Одним из базовых условий свободной незажатой игры является свободный шейно-плечевой комплекс.
Встаньте прямо; плечи вперёд - вверх – назад и – распустили, расслабили. Скрипка кладётся на ключицу, голова слегка поворачивается влево и скула (не подбородок!) накрывает подбородник. Минимум давления, веса головы в принципе достаточно для удержания инструмента. Правильно подобранный и отрегулированный мостик (или подушка) поддерживает скрипку снизу, но не является ОСНОВНЫМ фиксирующим фактором. Избегайте поднятия плеча. Свободный, но уверенный захват скрипки позволяет раскрепостить ЛР, что особенно важно при переходах и при игре в высоких позициях.
1.4. Распространённый недостаток – напряжённое дыхание, "сопение". Почти всегда возникает в момент соединения. Довольно трудно поддаётся искоренению. Рекомендуемый способ – вычленение музыкального элемента, сопряжённого с дыхательным спазмом и замедленное, нарочито лишённое эмоционального наполнения его, этого элемента, проигрывание. Поскольку дефект связан с излишним старанием, акцент следует делать на одними руками, "без души", равнодушном выполнении, а не замедленном темпе.
Итак, свобода без разболтанности, собранность без зажатости.